Synergy Technology

Сомнительная эффективность каскадного обучения персонала.

До распространения e-Learning в крупных географически распределённых компаниях активно применялась и регулярно применяется до сих пор модель т.н. «каскадного обучения персонала».

Классический механизм обучения персонала в крупных компаниях.


Суть модели проста. Компания нанимает известного тренера или лектора, который проводит своё мероприятие для тренеров внутри самой компании. По итогам этого мероприятия лектор оставляет некоторые методические материалы и рекомендации, получает гонорар и продолжает заниматься своими делами.
Обученные этим лектором тренеры, в свою очередь, отправляются в командировки по стране и выступают на таких же мероприятиях для сотрудников местных подразделений.

Фундаментальный недостаток каскадного обучения.

Модель, ранее являвшаяся весьма эффективным по затратам вариантом массового обучения географически распределённых компаниям, страдает от очень существенного недостатка – это известный всем «испорченный телефон».
Всю полноту информации получают первые слушатели от самого тренера. Вторые слушатели получают эту же информацию, но уже от первых слушателей – и усваивают её с искажениями. Третьи слушатели, если они есть, получают очередную версию пересказа, которая уже неизбежно далека от первоначально переданных знаний.
Широко цитируется следующая формула: 100% информации владеет лектор -> 80% усвоит первый слушатель -> 60% усвоит второй слушатель от первого и так далее с потерями около 20% с каждым «шагом».
В итоге первоначальная – ценная и применимая на практике – информация от именитого лектора доходит до конкретных исполнителей в пересказе, с искажениями, что снижает эффективность такого обучения.

Как победить «потери смысла»?

Конечно, существуют знания, которые лучше всего можно передать только лично – например, навыки общения. Однако во многих случаях массовое обучение касается условно «понятных» тем: бизнес-процессов, новых продуктов, универсальных навыков общения (например, общий алгоритм продажи или телефонного звонка). Эти массовые знания можно оформить в виде понятного дистанционного курса, который обеспечит всех сотрудников компании единым источником знаний по данному вопросу и максимально снизит количество неверных толкований.