Synergy Technology

Современные тенденции в разработке электронных курсов.

Индустрия разработки электронных учебных материалов в нашей стране испытала взрывной рост. Это произошло благодаря заимствованию уже существующих наработок западных компаний и их совмещению с технологической подкованностью российских технических специалистов.

Первые электронные курсы отличались отсутствием оформления и примитивными подходами к обработке материалов (позднее это стало пренебрежительно называться «текст, картинка»). Однако с течением времени и особенно по мере вхождения в трудоспособный возраст молодых специалистов, выросших на красочных фильмах, книгах и играх, ситуация поменялась – теперь именно они задавали тон техническому исполнению материалов и давали советы методологам, как лучшим образом донести информацию до собственного поколения.

На сегодняшний день наиболее перспективными направлениями развития являются следующие:

·         Интерактивность – распространение мобильных устройств, сенсорных панелей, новые методы маркетинга привели к тому, что прежние формы интерактивности вида «нажал кнопку – что-то произошло» стали устаревать. Сегодня нужен совершенно другой уровень – по сути, ученик должен не пассивно «потреблять» учебный материал, а «проходить его», активно участвуя в развитии событий на экране.

·         Игровые техники (т.н. «геймификация») – в ответ на вход в активный возраст молодого поколения, выросшего на социальных сетях, мобильных играх и игровых приставках, учебные материалы, предназначенных для этой аудитории, эволюционировали, включая в себя новые подходы – соревновательность, сюжетность, системы рейтингов, «секреты» и другие игровые техники. Сегодня «курс как квест» или «курс как мини-игра» уже не вводят сотрудника в ступор, а напротив – помогают ему изучать материалы в привычной и понятной форме.

·         Социальность – это передовое направление в разработке курсов, напрямую связанное с возможностями систем дистанционного обучения. Ряд СДО и некоторые внутренние разработки компаний позволяют слушателям не просто изучать материал, но и комментировать его и запрашивать дополнительные пояснения. Дискуссии к сложным моментам материала, запрос на дополнительные разъяснения, диалог слушателя с экспертом или автором курса – всё это возвращает в электронное обучение аспект личного общения, за отсутствие которого e-Learning иногда критикуют сторонники классических форм обучения.

·         «Клиповость» – исходный термин «клиповое мышление» относится к образу мыслей современного поколения, которое склонно воспринимать всё короткими, сжатыми блоками. Объективно снизилась полезность курсов-учебников, которые обстоятельно раскрывают все аспекты материала – они вызывают, в какой-то степени, раздражение и непонимание. Это не хорошо и не плохо, это нейтральный факт, который нужно учитывать руководству компании, желающему обучать своих молодых сотрудников.

Конечно, это не полный перечень современных трендов. Существуют также довольно экзотические подходы (пока что) – например, «многопользовательские курсы» или сложные каскады видео, игр, аудио, печатных материалов в рамках одной линии повествования. Будут ли они популярны – покажет только время, а перечисленные выше особенности актуальны уже сегодня и останутся таковыми на ближайшие 3-4 года, т.е. до 2017-2018 годов.