Synergy Technology

Дистанционное обучение персонала: плюсы и минусы.

Два заблуждения о e-Learning.

Широко распространены мнения, что дистанционное обучение «не решает всех задач обучения» или же «полностью его охватывает». Оба этих мнения неверны. Дистанционное обучение является формой обучения – такой же, как в классическом обучении являются лекции, семинары, мастер-классы и другие формы взаимодействия слушателя с материалов вплоть до «обучения на рабочем месте». Поэтому говорить, что e-learning полностью заменяет очные варианты обучения, неверно – он их дополняет. С другой стороны, этот подход справедлив и для «полностью охватывает». В любой сфере деятельности есть знания и навыки. Знания можно сформировать в любом формате – слушая лекции, читая пособия, схемы и так далее. Навыки – это более специализированный результат обучения, который приходит с некой практикой. Если передача знаний – это классическая задача электронного e-learning, с которой он справится лучше большинства других форм (за счёт интерактивности, удобства пользования, распространению и другим качествам), то формирование навыков – это сравнительно «новое» применение электронного обучения.

Преимущества и недостатки.

Дистанционное обучение должно восприниматься как «кирпичик» в общей системе обучение, и тогда его преимущества будут максимально полезны, а недостатки – сглажены.

Ключевые преимущества e-Learning:

1.    Устраняет географические границы. По одним и тем же материалам может через интернет обучаться любой сотрудник любого филиала. Все сотрудники получат одну и ту же информацию;

2.    Удешевляет обучение. Единожды разработанный курс остаётся в компании и может использоваться для обучения всех нынешних и будущих сотрудников. В долгосрочной перспективе стоимость электронного курса «на одного сотрудника» уверенно стремится к нулю;

3.    Гибок в доработках. В отличие от курса лекций (который нужно будет отчитать заново) или печатного пособия (которое нужно переиздать) в электронный курс можно внести сколь угодно много изменений и дополнений.

В то же время у дистанционного обучения есть и недостатки:

1.    Разреженное внимание. Если сотрудник обучается дома или без системы контроля успеваемости – нередки случаи расслабленного отношения к обучению, когда оно воспринимается как «навязанный досуг», а не как важная часть работы;

2.    Относительная новизна. В отраслях, где преобладают молодые специалисты, такой проблемы нет, однако в коллективах среднего и старшего возраста, где восприятие обучения более консервативно, внедрение электронного обучения неизбежно столкнётся с недоверием и/или непониманием.

3.    Перевес в сторону передачи знаний, а не формирования навыков. Исторический успех электронных курсов связан с возможностью передать знания в быстрой, удобной и разнообразной форме. Что касается формирования навыков, то для e-Learning сегодня – это передний край развития, и не все методики пока отработаны.

Будущее «e-Learning для навыков».

Новизна в данном случае не свидетельствует о «невозможности» выполнения задачи – технологии и методики уже есть и они вполне понятны. Речь идёт скорее о сложности и сроках исполнения учебных продуктов, формирующих навыки.

Классический пример – любая промышленная отрасль, связанна с работой сложного оборудования или многоэтапного производственного процесса. Сегодня более чем возможно полностью повторить в трёхмерном тренажёре-симуляторе помещение, оборудование, кнопки, команды, возможные проблемы и другие условия работы сотрудников – вплоть до конкретного завода или конвейерной линии, а также сделать несколько типовых сценариев неполадок и заложить алгоритм их выполнения.

Но это сильно индивидуализированный продукт, который делается адресно. Потоковыми курсами эту сферу не охватить, а значит, такой курс предъявит серьёзные требования как к техническому исполнителю продукта, так и к отделу обучения самой компании.