Synergy Technology

Проблемы внедрения электронного обучения в компанию.

Три группы задач внедрения e-Learning.

Технические аспекты включают в себя неизбежное решение целого ряда проблем, связанных с подготовкой инфраструктуры обучения. Это может быть организация компьютерных классов (в крупных компаниях), новые права доступа для существующих рабочих станций (в средних и малых) и другие смежные задачи. Ключевой выбор для компании на этом этапе – это выбор, приобретение и настройка во внутренней сети программного комплекса для организации обучения – системы дистанционного обучения. Сегодня на рынке представлено множество вариантов, в том числе передовые отечественные СДО WebTutor и Mirapolis Knowledge Center и многие локализованные западные решения.

Содержательные аспекты вращаются вокруг конкретных учебных материалов, с помощью которых будут обучаться сотрудники компании. Сюда входит качество методической обработки и технического исполнения учебных материалов, их разнообразие, технологический уровень и степень интеграции со статистическими и аналитическими функциями выбранной системы дистанционного обучения.

Идеологические аспекты касаются культуры внутри компании и общего отношения к новому формату обучения. Для подавляющего большинства сотрудников первично внедряемые инструменты e-Learning будут новым неизвестным фактором, а значит – в чём-то раздражающим. Задачей руководства на данном этапе будет личный пример и явная демонстрация приверженности нововведению – если руководитель пренебрежительно отнесётся к построению обучения по новой модели, это обязательно передастся сотрудникам, и электронное обучение так и будет восприниматься как «модная бесполезная игрушка».

Необходимо соблюдать баланс всех аспектов.

Важно то, что все эти аспекты являются равнозначными и должны развиваться равномерно – эффективная модель e-Learning находится на пересечении этих трёх факторов. Без любого из них вся затея, увы, стремительно теряет свою применимость:

  • Без технологической платформы в виде современной СДО компания не сможет предоставлять удобный доступ к курсам для сотрудников, собирать статистику обучения, отслеживать эффективность обучения при помощи тестов и кейсов.
  • Без качественного содержания курсы будут скучны и будут мало отличаться от книг, и даже какие-то удачные методические решения будут реализованы неудобно для использования или совсем не так, как это нужно авторам материалов и заказчикам от бизнеса.
  • Без понимания и вовлечения со стороны руководства направление e-Learning, которому в силу новизны и огромного потенциала обязательно нужно управленческое внимание, попросту может зачахнуть и остаться на примитивном уровне, так и не реализовав свои возможности.
    • Есть и более сложные моменты, которые могут вставить палки в колёса. Так, например, излишняя технологичность СДО может распылить силы ответственного подразделения, например в случае, если были адресно закуплены различные модули (вебинары, видео-серверы, форумы и т.д.) и теперь их «как бы» нужно развивать параллельно. Это не так. Нужно развивать то, что нужно, а новые функции подключать тогда, когда на это появился спрос и уже хорошо функционируют другие направления.
      Похожая ситуация и в содержательной части. В нашей стороне не принято уделять внимание дизайну учебных материалов (в отличие от, например, маркетинга и рекламы). Это заблуждение, потому что сотрудник как внутренний клиент и потребитель этих материалов, наоборот, должен иметь приоритет или хотя бы равенство с внешними клиентами – будет весьма странно, если компания вкладывает средства в визуальное совершенство своих офисов и раздаточных материалов, но не готова обеспечить своим сотрудником обучение в комфортной, удобной и эстетически привлекательной форме.
      Процесс внедрения e-Learning пронизывается словом «баланс» – есть несколько аспектов, которые должны получать равное внимание, и если это условие не соблюдается, вероятность снижения результатов или даже откровенного провала новой инициативы возрастает – а это уже откровенный риск потерь для бизнеса.