Synergy Technology

Инфографика в обучении

Что же такое инфографика в целом? Это графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем.

Найти сегодня человека, никогда не сталкивавшегося с инфографикой, наверное, невозможно. Этот способ подачи информации применяется повсеместно: на телевидении, в прессе, новостях, в презентациях. И, конечно, инфографику активно применяют в образовании – здесь ее возможности практически безграничны.

Так что же такое инфографика в целом? Это графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем. Но ее не зря называют также одной из форм информационного дизайна – эффективность инфографики напрямую зависит от того, как именно поданы данные, как они скомпонованы и какое для них выбрано визуальное оформление. При этом такой способ компоновки информации удобен в обучении тем, что никаких ограничений в его применении, по сути, не существует – инфографика может быть статичной, анимированной или даже интерактивной, в зависимости от целей обучения, его аудитории и конкретного предмета. Инфографика в обучении позволяет по-новому взглянуть на сам педагогический процесс – ведь то, что можно долго расписывать в учебнике сухими словами, при помощи нее можно изобразить одним емким и красочным слайдом.

Сегодня все большую популярность в обучении завоевывает интерактивная инфографика, позволяющая пользователю не просто наблюдать, но и взаимодействовать с данными, которые он видит на экране. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет человеку, который проходит тот или иной курс, фактически самому управлять этим процессом. Такой подход является одним из самых передовых в современном педагогическом дизайне.

Особенности применения инфографики

Сложно однозначно выделить период, когда инфографика стала неотъемлемой частью обучения, но можно уверенно проследить путь ее возникновения: первые попытки использования для иллюстраций схем, диаграмм и таблиц еще в конце XIX века стали делать газеты и журналы в разных странах мира.

На раннем этапе своего развития эта первая инфографика служила вспомогательным, второстепенным компонентом публикации. На журнальных и газетных полосах доминировал текст, а инфографика (как правило, выполненная вручную и занимавшая не более четверти полосы) применялась лишь тогда, когда нужно было наглядно показать тот или иной сложный процесс – например, физический или химический. С этой точки зрения к первым примерам использования инфографики в процессе обучения можно отнести плакаты и другие материалы к университетским лекциями и школьным учебникам. Так или иначе, в то время инфографика коммуницировала с читателем или учеником в условно-пассивной форме: он мог лишь разглядывать картинку и анализировать ее.

Ситуация менялась с течением времени: по мере развития технологий и увеличения объемов информации, которую человек стал получать изо дня в день, менялись и инфографика, и процесс обучения. Перемены шли рука об руку по мере того, как популярность набирал педагогический дизайн: обучение принимало вызовы времени, а логичной реакцией на эти вызовы стало развитие всех технологий, упрощающих и ускоряющих обучение. И здесь инфографике нет равных.

Одним из главных плюсов является ее универсальность – представить в виде красочного графика или интерактивной таблицы можно практически любую информацию. Большим плюсом является и наглядность такого стиля подачи данных: люди мыслят образами и поэтому гораздо лучше запоминают информацию, которая подана не только в простой и доступной форме, но и привлекательно оформлена. Именно поэтому применение различной инфографики в обучении – уже классика: она значительно упрощает усвоение учебного курса, делает его понимание более простым, наглядным и эффективным.

На Западе обучение с использованием инфографики давно стало обыденным явлением даже в обычных школах. Например, канадские ученые в 2014 году представили исследование, согласно которому задания, связанные с самостоятельным созданием инфографики, повышают мотивацию школьников больше общаться друг с другом. А компания Dell провела исследование среди студентов и преподавателей высших учебных заведений и США, Китае и Германии. Результаты показали: 9 из 10 респондентов отметили, что использование инфографики в курсе обучения повышает его эффективность. А 82% респондентов отметили, что стоило бы использовать эти технологии чаще, чем это происходит сегодня.

Примеры использования инфографики

В своих учебных курсах наша компания широко применяет разные виды инфографики. Наши специалисты постоянно учатся и осваивают новые технологии для того, чтобы сделать визуализацию наших курсов еще более наглядной и «вкусной». Ведь важно не только грамотно донести до обучающегося информацию, но и представить ее в как можно более привлекательном виде. Сегодняшние технологии позволяют сполна выполнять эту задачу: даже самая простая диаграмма или смысловой слайд могут по-новому «заиграть», если подобрать для них интересное решение, а самая сложная информация – стать понятной и простой, если использовать грамотный подход и визуализацию.

Учебные курсы, созданные с применением инфографики, отвечают сразу нескольким важным требованиям: они позволяют обучающемуся усвоить максимальное количество информации в сжатые сроки, при этом не прибегая к утомительной «зубрежке», проявлять самостоятельность в ходе прохождения курса, тренируют память и визуальное восприятие.

Например, такая инфографика, сделанная газетой «АиФ», точно поможет ученикам запомнить факты о писателе Антоне Чехове лучше, чем скучный параграф в учебнике: 
http://www.aif.ru/dontknows/infographics/anton_chehov_osobye_primety_infografika

А эта схема, созданная РИА Новости, позволит даже самому неподготовленному читателю разобраться в том, как устроен форум БРИКС – кто его участники, что их объединяет и как работает эта группа:
https://ria.ru/infografika/20150323/1053966117.html

При создании собственных курсов мы предпочитаем придерживаться мнения, что обучение будет полезным, если оно будет интересным и наглядным. Поэтому создание простой и емкой инфографики – одна из наших первостепенных целей. Кроме того, дополнительный эффект дает и совмещение разных технологий в одном курсе: инфографики и видео, трехмерной инфографики, различных интерактивных приемов. Примеры наших работы вы можете увидеть ниже и по ссылке:
https://synergycorp.ru/portfolio/3/

Пример инфографики в курсеПример инфографики в обучающем курсе


Один из примеров инфографики обучающем курсеИнфографика в обучении