Skip links

Системы электронного обучения персонала

Обучение стало цифровым, и этот факт изменил как сферу образования, так и весь мир в целом. Пока электронное обучение воспринимают как один из образовательных форматов, а электронную связь — как один из инструментов, каналов, которые используются в образовательном процессе (электронная почта, мобильный телефон, социальные сети). Но уже можно говорить, что информационное общество перешло на электронный формат взаимодействия, общения и получения информации. И это в будущем приведет к более глобальным и масштабным изменениям.

Электронное обучение и дистанционное обучение — разные понятия

Между понятиями «электронное обучение» и «дистанционное обучение» пока рано ставить знак равенства, хотя их часто используют как синонимы в пределах одного контекста.

Первым возникло понятие «дистанционное обучение»: сам формат вошел в обиход с XIX в., когда стало возможным заочное образование. Долгое время после этого дистанционное обучение было связано с обычной почтой. Это продолжалось до 80-х гг. XX в., когда началась эпоха компьютеризации: возник гибрид дистанционного и электронного обучения. Учебные материалы приходили по почте, но их формат был более прогрессивным — диски с образовательным мультимедиаконтентом.

И только когда появился широкополосный повсеместный Интернет, слово «почта» стало ассоциироваться с электронной доставкой сообщений (а не с посылками и открытками). Контент стал приходить с помощью электронных средств доставки. С этого момента дистанционное обучение стало действительно электронным.

Очередной виток развития новый формат получил, когда стало возможным сделать обучение полностью удаленным. Отныне экзамен можно было проводить и сдавать по видеосвязи. Появились вебинары, и теперь преподавателю, чтобы передать знания, необязательно находиться со студентами в одной аудитории.

Плюсы и минусы использования электронного обучения

Обучение всегда предполагало передачу знаний от более опытного человека ученику: так было, к примеру, в эпоху развития ремесел. Более того, тогда обучение было почти эксклюзивным процессом: у мастеров не было огромного количества подмастерьев. Сейчас же получить возможность учиться у лучших могут все — и в этом проявляется всеохватность электронного обучения, его широчайшее распространение.

В чем недостатки электронного обучения? В его непрозрачности: раньше мастер лично наблюдал за тем, как работает ученик. Сейчас, в эпоху массового дистанционного обучения, передача знаний лишена естественных механизмов обратной связи. Еще один недостаток: ученик не может переспросить что-то, уточнить неясные моменты или получить моментальный ответ.

Внедрение elearning в процесс обучения персонала

Чтобы перевести сотрудников на электронное обучение, необходимо учесть несколько моментов. Прежде всего реорганизовать контент (content) и методику обучения (delivery). Контент — программа обучения, которая должна быть эффективной и держаться на трех китах: информативности, поддержке и контроле. И приоритеты, как ни странно, за последними двумя. Сама по себе информативность и содержательность без отслеживания того, на каком этапе находится пользователь, с каким успехом он продвигается в курсе, мало что дает. А если у обучающегося наблюдается снижение интереса, по ходу курса возникли трудности и вопросы, справиться с которыми он сам не в силах, появилась потребность в осознании, правильно ли он движется, надо помочь ему и поддержать. И в этом случае речь идет о правильно выбранной методике преподавания, о правильном способе преподнесения электронного обучающего материала.

Упорядочить каждый из этих элементов можно любыми средствами электронной коммуникации: допустим, создать в Google Docs библиотеку обучающих материалов, если возникли трудности, консультировать в WhatsApp, проводить устные экзамены по Skype. Это все поможет, но будет работать разрозненно, а пользователь устанет в конце концов переключаться между мессенджерами и приложениями. Электронное обучение, нацеленное на результат, потребовало комплексного решения — системы управления обучением (Learning Management System, LMS).

Анализ имеющихся средств обучения и видов учебных материалов

LMS призваны интегрировать все новейшие возможности современных мультимедийных и коммуникационных технологий:

  • Разные типы контента — аудио- и видеоконтент, помимо текстового
  • Мультиплатформенный доступ через компьютеры, планшеты, мобильные устройства и портативные девайсы (wearables)
  • Разные типы коммуникаций — социальные сети, e-mail, мессенджеры, голосовое и видеообщение
  • Периферию — камеры, микрофоны, очки виртуальной реальности
  • Инструменты совместной работы — расшаривание экрана, общие документы
  • Специализированные обучающие материалы — тренажеры, макеты etc.

Выбор системы управления обучением (LMS)

Как правильно выбрать LMS? Во-первых, осознать, хотите ли вы за нее платить. Среди бесплатных самая известная — Moodle. У нее, как и у многих бесплатных LMS, открытый исходный код, и это ее главный плюс. К недостаткам относятся необходимость самостоятельной интеграции, настройки, поддержки и сопровождения. Причем поддержкой занимаются не совсем и не всегда специалисты, а энтузиасты из профессионального сообщества. Вдобавок ко всему для бесплатных решений требуются собственные серверы.

С коммерческими LMS дело обстоит гораздо проще: они легче в установке, быстрее в настройке, «дружелюбнее» в освоении и эксплуатации. Часть решений может быть «облачной».

Во-вторых, выбор LMS зависит того, «облачные» это системы или «из коробки». «Облачные» (SaaS, Soft-as-a-Service) выигрывают за счет гибкости настройки и простоты масштабирования. К тому же отпадает вопрос с обслуживанием и персоналом: для бесперебойной работы LMS достаточно регулярно вносить плату. Несомненное ее преимущество — хранение на серверах самой системы, поэтому риски потерять данные мизерные. Но это одновременно и минус, если рассматривать ситуацию глазами заказчика. Поэтому они предпочитают использовать «коробочные» предложения (Joomla, Sakai или LearnDash): так они сохраняют доступ к информации только в пределах своей компании, а содержимое коробки настраивают под себя.

Можно сказать, что «облачные» решения на сегодня гораздо популярнее, чем «коробочные»: Litmos, TalentLMS, Docebo, BlackBoard.

Внедрение elearning в компании

С чего следует начать внедрение электронного обучения? Вот основные шаги:

  1. Анализ текущей ситуации. Скорее всего, следом вскроется, что какие-то вопросы легче решить в групповых чатах, еще что-то — по e-mail, описание рабочих процессов залиты в Google Docs.
  2. Определение круга задач и способов их выполнения: это поможет понять, какие проблемы исчезнут после перехода на электронное обучение.
  3. Назначение ответственного за процесс перехода, его заместителя.
  4. Распределение ресурсов, необходимых для перехода (финансовых, технических, человеческих и пр.), планирование завершения перехода.

Мониторинг эффективности процесса внедрения электронного обучения

Контроль в электронном обучении помогает не только корректно вести учебный процесс, но и в целом обеспечить эффективное функционирование e-learning в компании.

Каким критериям должен отвечать учебный материал?

  1. Материал должен быть актуальным, достоверным, доступным для восприятия.
  2. Видео, аудио и графика должны быть хорошего качества, воспроизводится на разных платформах/устройствах.
  3. Навигация по курсу должна быть удобной.
  4. Продуманная очередность этапов учебного процесса.
  5. Наличие заданий для закрепления и проверки знаний.
  6. Измеримость материала во времени: от графика учебного процесса до выполнения заданий.
  7. Обратная связь с пользователями (в чате или по почте).
  8. Наличие ресурсов для поиска дополнительной информации: FAQ, форум.

Как контролировать учебный процесс?

Обязательно наладить процесс обратной связи с обучаемыми. В частности, от пользователей нужна ответная реакция по поводу организации процесса обучения и личные ощущения от пройденного материала: насколько полезен оказался материал, насколько легче стало работать и пр.

Какой эффект оказало внедрение elearning на работу организации?

Результативность можно оценить в следующих направлениях:

  • Сократились ли расходы на клиентскую поддержку
  • Повысилась ли отдача от применяемых рабочих инструментов
  • Выросла ли производительность труда
  • Быстро ли стали осваивать новшества в компании: новые продукты, решения, практики, технологии

Вы уже пользуетесь elearning — осталось начать им пользоваться с толком

Логично, что с наступлением эпохи информационного общества изменились инструменты взаимодействия людей или усовершенствовались ранее существовавшие: к примеру, у многих школьников появились электронные дневники, куда учителя записывают домашние задания, и практически отпала необходимость вести бумажные, традиционные. Это не дань моде и не всеобщая гаджетизация, а банальное удобство.

То же самое и с LMS: электронное обучение с привлечением обучающих систем удобно, просто, масштабно. Да, это потребует дополнительных усилий: упорядочить контент, оценить его эффективность, продумать место его расположения, способы его (со)хранения, обновления, поддержки. Но в целом от внедрения e-learning компании только выиграют.

Оставить комментарий

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта.
Подробнее
Тянуть